В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ВЕкатеринбурге 3октября состоялось очередное заседание коллегии Федерального казначейства. Вповестке дня значились актуальные вопросы развития казначейской системы страны, стратегические задачи иновые проекты Казначейства России. Руководитель Федерального казначейства Р.Е.Артюхин отметил, что проведение выездного заседания коллегии— это фактически новый формат работы постоянно действующего совещательного органа ведомства.
Осостоянии иперспективах кассового планирования вФедеральном казначействе иуправлении ликвидностью средств наедином казначейском счете (ЕКС) рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства С.Е.Прокофьев. Врамках реализации Стратегической карты Казначейства России в2014 году предусмотрено внедрение усовершенствованного механизма взаимодействия ведомства сглавными администраторами доходов федерального бюджета, главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета вчасти прогнозирования икассового планирования средств федерального бюджета, создание условий для разработки прототипа механизма консолидации Федерального казначейства. Впроцесс кассового планирования нафедеральном уровне внастоящее время вовлечены все участники процесса прогнозирования, ановый механизм позволил улучшить качество прогнозирования.
Реформирование системы бюджетных платежей ипереход кединому казначейскому (банковскому) счету потребуют вперспективе таргетирования остатков денежных средств наЕКС вцелях эффективного управления избыточной ликвидностью для получения дополнительного дохода. Приоритетное значение приобретает выработка политики кассового планирования ипрогнозирования наЕКС вновых условиях, ивэтой связи врамках Стратегической карты Казначейства России на2015 год предстоит решить следующие задачи:
Врамках реализации стратегической задачи Казначейства России поповышению эффективности процессов управления финансовыми ресурсами страны Федеральное казначейство обеспечивает необходимый минимальный уровень денежных средств наЕдином счете федерального бюджета (ЕКС) иполучение дополнительных доходов федерального бюджета засчет проведения операций поуправлению временно свободными остатками средств наЕКС. В2014 году вусловиях нестабильной ситуации нафинансовых рынках удалось четко организовать работу поразмещению средств федерального бюджета набанковских депозитах. Всего было проведено 80отборов заявок кредитных организаций, что в1,2 раза больше аналогичного периода 2013года.
Предполагаемый доход отразмещения средств федерального бюджета набанковских депозитах составит порядка 35,2 миллиарда рублей, а2,9 миллиарда рублей поступят в2015 году отсредств федерального бюджета, размещенных в2014году. Врамках антикризисных мер, направленных наподдержание ликвидности банковского сектора вусловиях санкций, введенных вотношении крупных государственных банков, поотдельным решениям Минфина России набанковских депозитах было размещено 170 миллиардов рублей. Вдоход федерального бюджета отэтих операций в2014 году дополнительно поступит 4,8 миллиарда рублей.
Сначала 2014 года запущен новый механизм предоставления территориальными органами Федерального казначейства бюджетных кредитов напополнение остатков средств насчетах бюджетов субъектовРФ (бюджетных кредитов). Посостоянию на26сентября 2014 года заключено 56договоров суполномоченными органами субъектовРФ, предоставлено 173 бюджетных кредита наобщую сумму 376,6 миллиарда рублей. Всего вдоход федерального бюджета отпредоставления бюджетных кредитов поступило 259,6 миллиона рублей.
Реализация данной новации, содной стороны, позволила субъектамРФ вусловиях нового механизма предоставления субсидий исубвенций изфедерального бюджета восполнять возникающие кассовые разрывы засчет краткосрочных бюджетных кредитов. Сдругой стороны, она способствовала сокращению уровня долговой нагрузки нарегиональные бюджеты вчасти замещения коммерческих кредитов субъектовРФ бюджетными. В2015 году необходимо запустить механизм предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям вэкспериментальном режиме.
Вцелях обеспечения безусловной сохранности размещаемых средств, атакже для расширения круга кредитных организаций, имеющих доступ квременно свободным остаткам средств федерального бюджета, Федеральное казначейство совместно сБанком России втекущем году провело соответствующую работу. Врезультате запущен механизм осуществления операций поуправлению остатками средств наедином счете федерального бюджета вчасти покупки (продажи) ценных бумаг подоговорам РЕПО скредитными организациями.
ЗАЕДИНУЮ СРЕДУНовый проект Федерального казначейства— систематизация государственных данных. Отекущем состоянии дел вобласти систематизации икодирования государственных данных, ключевых проблемах, целях изадачах доложила заместитель руководителя Федерального казначействаА.Т.Катамадзе.
Всоответствии спостановлением Правительства РФот15июня 2013 года №506 «Овнесении изменений внекоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральное казначейство наделено новым полномочием поосуществлению межведомственной координации деятельности всфере систематизации икодирования технико-экономической исоциальной информации всоциально-экономической области. Перед Казначейством России стоит задача решить сложившиеся проблемы, существенно улучшив качество государственного управления ивзаимодействия государства сгражданами июридическими лицами.
Нарассмотрение коллегии был представлен проект Концепции единой информационной среды вРоссийской Федерации (разработанный наосновании Концепции методологии систематизации икодирования информации, атакже совершенствования иактуализации общероссийских классификаторов, реестров иинформационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства РФ). Предпосылками кразработке новой концепции стали проблемы различных государственных информационных ресурсов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти, атакже физических июридических лиц при обмене информацией обобъектах исубъектах правоотношений, ихправовых статусах, совершении иных юридически значимых действий врежиме реального времени. Назаседании было принято решение внести вПравительство РФпроект указанной концепции, атакже проект постановления опорядке создания, ведения, изменения иприменения общероссийских классификаторов, реестров ииных информационных ресурсов, содержащих правовые, организационные итехнологические мероприятия.
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗВИВАЕТСЯОходе выполнения мероприятий пореализации Концепции реформирования бюджетных платежей напериод до2017 года рассказала начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства О.Н.Рудь. Данная концепция утверждена приказом Министерства финансовРФ от29августа 2013 года №277в целях повышения эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системыРФ иосуществления операций всекторе государственного управления. Достижение целей, указанных вней, возможно засчет построения единого казначейского счета Федерального казначейства исовершенствования операций, проводимых понему, развития инструментов управления свободными остатками денежных средств, использования современных электронных платежных сервисов, развития Государственной информационной системы огосударственных имуниципальных платежах (ГИС ГМП) иминимизации наличного денежного обращения всекторе государственного управления. Федеральным казначейством определены необходимые креализации мероприятия, ихпоследовательность, сроки, центры компетенции иответственные лица, разработан иутвержден соответствующий план.
Введение новых иизменение действующих функций Федерального казначейства врамках реформирования системы бюджетных платежей потребуют принятия (внесения изменений, признания утратившими силу) ряда законодательных инормативных правовых актов. Покаждому направлению концепции определен перечень таких актов исроки ихпринятия (внесения изменений, признания утратившими силу). Для обеспечения создания условий функционирования системы бюджетных платежей впроект новой редакции Бюджетного кодекса включена глава 30«Система бюджетных платежей». Она отражает базовые принципы: понятие системы бюджетных платежей, основы еефункционирования, положения обучастниках, условиях осуществления бюджетных платежей, втом числе всистеме бюджетных платежей, платежной инфраструктуре системы бюджетных платежей, порядке информирования плательщиков обобязательствах иреквизитах бюджетного платежа.
Впроект новой редакции Бюджетного кодекса введены отдельные положения, определяющие основные подходы ксистеме счетов Федерального казначейства. Соответственно, проектом уточнены полномочия Банка России, определены полномочия Федерального казначейства поуправлению операциями сосредствами иостатками средств наЕКС. Доходы отних освобождаются отналогообложения.
Вцелях использования вКазначействе России современных электронных платежных сервисов разработана Библиотека платежных сервисов Федерального казначейства. Она включает предложения, направленные нарасширение форм расчетов, обеспечение эмиссии иэквайринга платежных карт, исключение искажения платежной информации иминимизацию невыясненных поступлений, взаимодействие Федерального казначейства сплатежными системами иоператорами связи, атакже оптимизацию взаимодействия сотдельными клиентами. Для обеспечения предоставления информационного сервиса оначислениях ивозможности формирования распоряжений наоплату бюджетных платежей наЕдином портале бюджетной системы разработано портальное решение Государственной информационной системы огосударственных имуниципальных платежах, ведутся работы поего внедрению. Также вцелях предоставления возможности оплаты бюджетных платежей сиспользованием электронных средств платежа проводится разработка программного платежного решения, позволяющего владельцу электронного средства платежа производить оплату наЕдином портале бюджетной системы.
Ведутся работы поразвитию ГИС ГМП вчасти включения нового функционала исервисов: уточнены полномочия участников, добавлены новые участники, установлен порядок внесения изменений иисключения участников, реализован форматно-логический контроль, введены предварительные, связанные начисления, деаннулирование начислений, пакетный режим взаимодействия. Для этого разработан инаходится насогласовании проект порядка ведения ГИС ГМП, утверждена новая версия форматов взаимодействия ГИС ГМП синформационными системами участников.
Внастоящее время все большее место всистеме Казначейства России занимают Автоматизированные информационные системы (АИС). Внедрение АИС несет всебе множество преимуществ ипотенциально позволяет организовывать эффективный контроль процессов иопераций, осуществляемых вАИС. Умногих территориальных органов Федерального казначейства имеется большой положительный опыт использования АИС вцелях контроля соблюдения работниками режима работы, исполнительской дисциплины, выполнения ими своих должностных обязанностей. Как правило, одними изглавных потребителей такой информации являются руководители территориальных органов Федерального казначейства.
НЕПРЕРЫВНЫЙ КОНТРОЛЬОборганизации автоматизированного контроля функциональной деятельности вФедеральном казначействе рассказал руководитель Межрегионального операционного управления ведомства (МОУ ФК)Д.С. Гришин. Управление с2013 года участвует впилотном внедрении выработанных решений Казначейства России всоответствии сосновным мероприятием 10.2 «Развитие механизмов внутреннего контроля Федерального казначейства» Стратегической карты Казначейства России на2014–2017 годы.МОУ ФКразработало ипредлагает внедрить втерриториальных органах Федерального казначейства внутренний контроль, основанный наежедневном автоматизированном контроле процессов иопераций вАИС.
Предложения МОУ ФКоснованы втом числе наотдельных новых направлениях совершенствования контроля вказначейской системе, обозначенных заместителями руководителя Федерального казначейства С.Е.Прокофьевым иА.Ю.Демидовым, ответственными заорганизацию иразвитие внутреннего контроля вказначейской системе. Так, Прокофьев считает, что проверочные мероприятия должны быть инкорпорированы втекущую деятельность органа Федерального казначейства путем организации иосуществления технологического автоматизированного контроля вАИС навсех уровнях казначейской системы. Демидов полагает, что внутренний контроль должен быть ежедневным инепрерывным, способствовать достижению целей государственных органов иперспективным является именно постоянный внутренний технологический контроль, исключающий осуществление излишних процессов иопераций входе его проведения.
Гришин представил коллегии основные подходы кновому виду внутреннего контроля (последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль— ПОВАК):
Врамках технологической поддержки реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России на2014 год Федеральным казначейством проводятся работы пооптимизации технологических процессов вего информационных системах сцелью повышения качества обслуживания клиентов иоперационной эффективности сотрудников казначейства. Воснове технологической оптимизации лежат изменение нормативных актов ипредложения, поступающие отуправлений центрального аппарата итерриториальных органов Федерального казначейства. Сдокладами оразвитии исовершенствовании информационных систем Казначейства России назаседании коллегии выступили начальник Управления финансовых технологий Федерального казначействаВ.В.Ткаченкоируководитель Управления Федерального казначейства поМосковской областиО.М.Калиниченко.